Антикурительная реклама за рубежом

Курение является медленным самоубийством… это настоящая национальная трагедия, когда невинные, ничего не подозревающие дети, приобретают привычку, которая часто приводит к болезням и к смерти.

Ф. Углов

 Очередную лекцию мы посвятим рассмотрению нескольких примеров антикурительной рекламы за рубежом.

 На прошлой беседе о табаке я довольно подробно излагал вам всю гнусную суть табачной рекламы, предлагал вместе со мной подивиться необъяснимости факта наличия этого явления в человеческом обществе. А подивиться, право же, есть чему.

 Явление выглядит странным не только при рассмотрении его с позиций принципов гуманизма, или оценки с точки зрения международных законов о правах человека, тех общечеловеческих ценностей, которые так настойчиво отстаивает сегодня современная демократия. Но это явление трудно объяснить даже, исходя из элементарной человеческой логики. Если человеческое общество действительно печется о благе своих членов, если все его усилия направлены на обеспечение своим гражданам здоровой долголетней, жизни, тогда, спрашивается, зачем же это самое высокогуманное общество разрешает производить, и открыто продавать ядовитую для людей продукцию. Зачем, ради достижения отдельными личностями корыстных целей, дает им право рекламировать заведомо вредный для человека товар. Разрешает нечистоплотным членам общества обманывать доверчивых граждан, совращать детей и подростков, приобщая их к губительной для здоровья привычке. Странный, необъяснимый, но при всём том, продолжающий иметь место в жизни факт.

 В своих прошлых лекций я особо заострял ваше внимание на беспределе табачной рекламы, которую зарубежные производители сигарет, с разрешения отечественных властьдержащих чиновников развернули в последние годы на территории нашей страны. Вместе с вами выражал недоумение по поводу разрешения государством проведение акций, практически направленной на подрыв здоровья собственного народа. Хотя одновременно с этим не отрицал, что за рубежом такая реклама тоже существует. Отдавая должное табачным магнатам, следует признать, работают они энергично, масштабно, ради достижения своих целей никакими средствами не брезгуют. Демонстрируют незаурядную изобретательность, дипломатическое искусство, в своём неудержимом стремлении достичь, как можно большую прибыль, проявляют бульдожью хватку, при этом смело отметают такие, по их мнению, устаревшие понятия, как совесть, честь, христианские заповеди заботы о ближнем. Где лестью, где убеждением, но чаще при помощи денег, они сумели добиться от большинства правительств разрешения на оболванивание своих народов рекламой табака, получили право в средствах массовой информации этих стран, всеми доступными средствами, расписывать прелести своей продукции. Правда там, за рубежом, это делается, как бы мягче сказать, несколько по деликатнее, что ли. Во-первых, разгул табачной рекламы у них, всё-таки, в значительной степени ограничивается законом. Во-вторых, в большинстве стран часть налоговых средств, получаемых государством от производителей табака, направляются на организацию антикурительной рекламы. Через те же средства массовой информации, в форме доступных наглядных пособий народу доводятся сведения о вредности табака. Ценовая политика (высокая стоимость табачных изделий), запрещение курения не только в общественных местах, но и на многолюдных улицах городов, введение возрастного ограничения для покупателей сигарет – все это, в некоторой степени, сдерживает распространение курительного порока. В общем, следует признать - современное цивилизованное общество пытается уменьшить получаемый его членами вред от табака.

 Казалось бы, всё логично, гуманно, всё соответствует требованиям демократических свобод. С одной стороны противникам курения дано право защищать здоровье человека, с другой – их оппонентам, табачным магнатам, дано такое же право это здоровье губить. Полная свобода действий предоставлена той и другой стороне, всё соответствует принципам сегодняшней демократии. Казалось бы, чего еще надо, с точки зрения демократических установок комар носа не подточит. Однако, повод для недоумённого вопроса остается и в этом случае. Ведь совершенно очевидно, что признание права на свободу действий каждой из названных сторон, является попыткой утверждения двух противоположных вариантов жизнеустройства общества – с табаком ему следует жить или без него. Поскольку мнения разнополюсные, взаимоисключающие друг друга, значит, по идее, только одно из них, в конечном счёте, является правильным. Отсюда не трудно придти к следующему логическому выводу. Государству, досконально разобравшись, какое из двух мнений в большей степени отвечает интересам граждан, именно его должно избрать в качестве государственной политики и в дальнейшем проводить работу по внедрению этой политики в жизнь. Так же нетрудно догадаться, какому, из двух вариантов, государство отдает предпочтение. Поскольку оно считает нужным тратить деньги на антикурительную рекламу, тем самим, призывая своих граждан не курить, значит, признает губительное воздействие табака на человеческий организм. Внешне все правильно, усилия государства в форме антикурительной рекламы направлены во благо своим гражданам. Но, тогда непонятно, зачем же это самое государство, дающее одной рукой деньги на рекламу против табака - другой подписывает разрешение табачным магнатам рекламировать свою продукцию. Ведь не секрет, что тем самим ставится под сомнение целесообразность проведения антикурительных мероприятий, снижается эффективность и, даже в некотором роде, теряется смысл в необходимости их проведения. Спрашивается, зачем одной рукой пытаться устранять порок, а другой – способствовать его распространению. Подобный парадокс явно демонстрирует несовершенство принятого сегодня за основу общественного правопорядка.

 Если в организационных нормах жизни популяции разумных существ имеет место подобный дуализм, значит, с основополагающими принципами жизнеустройства в данном «королевстве» дело обстоит далеко не лучшим образом. Приведённый образец двойного стандарта, проявляемый государством в вопросе «заботы» о здоровье своих граждан, наглядно демонстрирует существенный изъян, если не сказать абсурдизм современной демократии. Значит надо что-то менять. Нельзя считать справедливой организацию общественного бытия, когда жажда наживы преобладает над здравым смыслом, а корыстные интересы отдельной личности главенствуют над интересами подавляющего большинства. Искренне заботящемуся о своих членах обществу было бы более логично запретить всякую рекламу табака, а со временем, и производство табачной продукции тоже запретить. Явно такое решение было бы только на пользу народу. Однако столь бескомпромиссным образом разобраться с табачной проблемой общество пока не готово, неспособно её решить в окончательном варианте. А не способно оно так поступить, прежде всего, потому, что законы бизнеса сегодня главенствуют над законами демократии. Там, где между принципами демократии и принципами бизнеса возникает спорный вопрос, решающее слово остается за последним.

 Однако, уважаемые друзья, нам придётся остановить бег нашей слишком высоко воспарившей мысли, в очередной раз мы поимели неосторожность вторгнуться в область вопросов, решение которых не входит в нашу компетенцию. Рассмотрение проблем глобального уровня нам придется оставить за теми, кто уполномочен их решать, а самим вернуться к более доступной нам теме, к рассмотрению нескольких примеров антикурительной рекламы за рубежом.

 В качестве первого примера приведу рассказ моего знакомого о курящем роботе, которого он видел во время поездки в Швецию.

 - Зашёл я в один из универмагов Стокгольма. - рассказывал он, - посмотреть нужных мне товаров, вижу, стоит в углу эдакое электронное чудо, небольшой человечек, ростом где-то за сто пятьдесят сантиметров, по форме тела и лица похожий на тринадцатилетнего подростка. С точки зрения дизайна, искусственный мальчик был выполнен великолепно, одетый в коротенькие шортики, в наброшенной на голое тело расстёгнутой курточке, а все его внутренности до пояса находились под стеклом, как бы в разрезе, легко просматривались со стороны и выглядели очень даже реально. По всему чувствовалось, для передачи зрителю задуманной идеи его создатели поработали усердно и основательно. Сердечко стучит, легкие дышат, кровь циркулирует по большому и малому кровеносному кругу, короче, по всем параметрам робот выглядел, как живое существо. Но самое интересное - изо рта этого электронного чуда торчала зажженная сигарета. Любой желающий мог опустить монетку в предназначенную для этого ячейку, нажать кнопочку и электронный подросток затягивался сигаретой. Поскольку все внутренности робота находились под стеклом, после его затяжки легко просматривалось, как табачный дым начинал путешествовать по дыхательным путям искусственного мальчика.

 - Я. - говорит мой знакомый, - стоял рядом, и видел, как кто-то из посетителей универмага опустил монетку и включил механического курильщика. Когда робот затянулся, и табачный дым заполнил полость рта, через стекло было видно, как тут же начали темнеть дёсны и нёбо его рта. Это шёл (далее я излагаю собственную оценку происходящего) процесс сжигания табачным дымом слизистой оболочки полости рта, На основании печального опыта курильщиков неоднократно доказано, что в итоге этого «потемнения» у живого человека может развиться рак губы, или возникнуть аналогичные заболевания дёсен и нёба.

 Далее, табачный дым, клубясь в тесном проходе, устремился в гортань, подвергая её интенсивной термической обработке. В результате общения с табачным дымом розоватые стенки гортани покрылись пепельным цветом. Подобная «термическая обработка» внутреннего органа канцерогенами, нередко приводит к раку гортани и, соответственно, к необходимости в последующем её замены на искусственную полиэтиленовую трубочку. Об этом мы уже говорили на прошлых лекциях. И, наконец, табачный дым достигает своей заключительной цели, проникает в лёгкие. Как известно, при естественном вдохе, в процессе всасывания кислорода, лёгкие расширяются, тем самим подготавливаются к исполнению главной физиологической функции, к сортировке и очистке поступающего в них газа. В нашем же случае вместо чистого атмосферного воздуха, после затяжки хозяина сигаретой, их со всех сторон окутывает табачный дым. Реагируют на эту неприятную неожиданность лёгкие (в нашем случае, лёгкие электронного курильщика), весьма болезненно. Они как бы съеживаются, уменьшаются в объеме, темнеют цветом и видно как на бронхах вспыхивают и лопаются гнойничковые пузырьки, даже видно, как из них капает гной.

 Конечно, столь впечатлительная картинка реакции лёгких искусственного мальчика, на поступивший вовнутрь его табачный дым, показана в форме гротеска. У нормального курильщика после каждой затяжки гной из бронх, пожалуй, всё-таки не капает. Процесс вывода из строя собственных дыхательных органов у курящего человека происходит в более замедленном темпе. Так что, в нашем случае пример с электронным мальчиком несколько преувеличен. Но не будем слишком строги к создателям курящего робота. Они хотели, как можно доходчивее показать вред курения и у них это получилось.

 В частности, мой рассказчик далее говорил:

 - Сам я к этому времени уже не курил несколько лет, но все равно картинка с лёгкими оказалась для меня настолько визуально впечатлительной, что при виде возникших на бронхах гнойничковых пузырьков у меня появился позыв к рвоте. И подумалось мне, как хорошо, что я бросил курить. Хотя тут же мысленно ругнул себя, а зачем начинал когда-то, зачем столько лет губил собственное здоровье.

 А теперь, уважаемые друзья, давайте сконструируем себе в сознании другую картинку, представим, как шведская мама зайдет в универмаг с десятилетним сыном и продемонстрирует ему курящего робота. Как вы думаете, какой окажется реакция ребенка на увиденное? Да, вы правы. Вероятней всего, наблюдение за нелицеприятными изменениями, происходящими в организме робота после попадания туда табачного дыма, подействует на детскую психику нужным образом, ребенок попросту испугается увиденной картинки. И правильно сделает, что испугается. Возможно, в будущем он не станет курить, в том числе и потому, что когда-то в детстве увидел этого курящего робота. У нас в стране антикурительная реклама пока не получила должного распространения. То ли государство не считает нужным этим заниматься, то ли не может выкроить для её проведения средств. Но это уже вопрос в адрес тем, от кого зависит его решение.

 Приведу ещё один довольно оригинальный, но нередко используемый за рубежом образец доведения до граждан информации о том, какую опасность представляет для человека курение. Пример взят из жизни английского общества. Англичане, как известно, народ веселый, любят юмор, причём, нередко пытаются шутить даже в ситуациях, не всегда располагающих к улыбке. Наверно, поэтому их шутки не всем бывают понятными. Приведённый далее пример как раз и является образцом подобного варианта; юмор в нем присутствует, вот только выглядит он с несколько грустным оттенком. Впрочем, вам судить, насколько это смешно или грустно.

 Несколько лет назад один из солидных английских журналов решил проанализировать состояния дел в стране с курением. Что заставило редакцию заняться этой проблемой, неизвестно, да это, собственно, не так и важно. Для нас более интересно выяснить, каким оказался результат проведенных исследований. А результат был следующий. После изучения вопроса и подведения итогов журнал сообщил читателям, что за прошлый год на Британских островах бросило курить двадцать пять тысяч человек. Два с половиной десятка тысяч английских граждан в течение года отказались от вредной привычки. Наверно, это неплохо. Хотя, с другой стороны, для страны в шестьдесят с лишним миллионов человек названная цифра, возможно, не является такой уж и впечатляющей. Впрочем, не будем спешить с выводами, мы ведь еще не до конца познакомились с информацией. А вот далее в журнальном материале следовал пресловутый английский юмор. Ниже сообщалось, каким образом эти люди бросили курить, оказывается, все они скончались от рака легких.

 Вряд ли подобная шутка у кого-то из вас, уважаемые друзья, вызовет улыбку, особенно у тех, кто ещё продолжает увлекаться сигаретой. Как, впрочем, и в память о безвременно ушедших из жизни курильщиков, у нас нет необходимости замирать в минуте скорбного молчания. Они сами избрали себе судьбу. Подобный исход был запланирован исполнителями с самого начала мероприятия, с первой затяжки сигаретой, а в заключительной части он попросту не мог быть иным. Нам остается лишь констатировать, что эти люди действительно отказались от своей вредной привычки и сделали это навсегда. Вот только жаль, что достигли цели ценой собственной жизни.

 В связи с приведенным примером будет уместным вспомнить известную шутку Марка Твена. На вопрос, трудно ли бросить курить, Твен ответил, что ничего нет проще.

 - Я, лично. - сказал он по поводу заданного вопроса, - бросал уже раз сто и всякий раз очень даже легко это делал.

 Шутку знаменитого писателя я привел опять-таки не для того, чтобы вызвать у вас улыбку, дорогие друзья. Уж если, когда-нибудь мы (я имею в виду тех, кто ещё продолжает курить), и заимеем повод улыбнуться, то давайте сделаем это только после окончательной «завязки» со своей глупой привычкой. А пока, в противовес грустному примеру, я хочу всем пожелать победы над своим злейшим врагом, над табаком и, главное, достичь её при полном физическом здравии. Не методом тех, преждевременно ушедших при помощи табака из жизни двадцати пяти тысяч жителей туманного Альбиона, а в результате осознанного, волевого и окончательного отказа от сигареты. И еще один добрый совет. Сделать это следует незамедлительно, возможно, уже сегодня, ведь решение вопроса находится только в ваших руках. Вот и давайте такое решение принимать. А для приобретения психологического настроя на победу, вам следует признать, что никто из курильщиков не курит себе во благо, никто подобным занятием не приносит радости родным, не повышает благосостояния своего дома. Наоборот, при помощи табака он убивает собственное здоровье, отравляет ядом никотина организм домочадцев, отрывает на покупку сигарет часть средств от домашнего бюджета. Не поленитесь напрячь свой ум, чтобы вот под таким углом зрения взглянуть на курительную проблему, тогда вам станет совершенно ясно, что поступки курильщика не только абсурдны, но и губительно опасны, как для него самого, так и для его близкого окружения. Курение приносит человеку только вред, тогда спрашивается, зачем же он курит? Ответ на этот вопрос имеется и ответ совершенно прост. Курит человек потому, что когда-то, по собственной глупости, он попал в рабство табачным магнатам, подчинил свою психику и организм табачному наркотику, и теперь, сам того не осознавая, вынужден выполнять злую волю внешних, враждебных ему сил. Проще говоря, он является рабом тех мерзавцев, которые путем рекламы табака, методом выработки в среде молодежи стадного стереотипа на курение, демонстрации этого гадкого занятия в средствах массовой информации, используя другие подлые приёмы, когда-то, в юности, сумели забросить на его шею никотиновую петлю. Сам-то он в то время еще являлся неопытным молодым человеком, по причине незнания истинной правды о табаке не оказался готовым противостоять нажиму невидимых сил, закурил первую сигарету, постепенно выработал привычку к курению, приобрел психологическую и физиологическую зависимость от табака, стал безропотным его рабом. И вот теперь, во имя обеспечения табачных магнатов прибылями, он глупым пристрастием к вонючей соске разрушает собственное здоровье, травит родных, опустошает домашний бюджет, программирует своих потомков на такую же рабскую участь.

 Воистину удивительными, несвойственными для богоподобного создания порой бывают поступки человека. Одним из таковых следует считать его пристрастие к табаку.

 Что по этому поводу можно еще сказать? Каждый из нас желает дольше пожить в этом мире, мы заботимся о своём здоровье, боимся эпидемий, стараемся в холодную погоду не промочить ноги, в морозы одеваем теплую одежду, короче, всеми силами избегаем ситуаций, которые могут принести вред нашему организму. Вполне обоснованы и оправданы такие действия гомо сапиенса. Но каким образом можно объяснить поведение человека, который курить. Он добровольно подчиняет своё сознание дурной привычке, соглашается вдохнуть в себя табачный дым, делает это не один раз, тем самим добровольно запускает вовнутрь собственного организма убийцу. Продолжая курить, постоянно насыщает себя никотином в результате чего ядовитое вещество со временем отыскивает в организме слабый орган, начинает его разрушать, что приводит человека к преждевременной смерти. Разве можно считать обоснованным с точки зрения разума подобное поведение так называемого разумного существа. Вряд ли.

 Весьма показательным в этом плане, может послужить следующий пример. Согласно классификации шведского естествоиспытателя Карла Линнея, на Земле существует свыше 240 тысяч видов живых существ (не считая насекомых), в том числе, около четырех тысяч видов млекопитающих. И изо всего этого огромного представительства земной фауны лишь одно существо обладает разумом, способно осмысливать происходящие события, делать по ним выводы и программировать свое будущее. Таковым существом, по воле создавшего его Творца, является человек. Он обладает возможностью не только физиологически существовать, но наслаждаться бытием, планировать свои поступки с тем, чтобы делать свою жизнь более целенаправленной и радостной. На фоне предоставленных Богом человеку, как царю природы, богатейшего набора возможностей для обеспечения себя счастьем, совершенно необъяснимым выглядит тот факт, что именно это единственное разумное существо планеты изобрело метод мучительного, массового самоубийства, каким является потребление алкоголя и табака. При содействии названных наркотиков более четырех миллионов случаев суицида ежегодно совершается на планете разумных существ. И это, не считая страданий и преждевременных смертей других людей, тем или иным образом связанных с алкоголиками и курильщиками. Странно, необъяснимо, но это так. Для более наглядного представления абсурдности увлечения человека табаком, и объективного осмысливания результатов неразумного увлечения, судьбу курильщика можно сравнить с судьбой одного из видов гусениц. Есть определённый вид членистоногих, особи которого, по воле природы, создаются только для того, чтобы со временем большинство из них становились жертвами хищных насекомых под названием наездники. Своё название наездники приобрели из-за их своеобразного метода размножения. Сам процесс приношения гусеницы в жертву наезднику выглядит следующим образом. Самка наездника, оплодотворённая самцом, находит гусеницу того самого «определённого вида», седлает её, прокалывает яйцекладом кожу и в живой орган гусеницы откладывает яичко. После выполнения приятного для неё акта, она удовлетворенно отряхивается, взмахивает крыльями и улетает по своим другим делам. Родительская миссия самки наездника на этом заканчивается, больше о своём потомстве ей заботиться не надо.

 А что же гусеница? Гусенице от этого укола, надо полагать, приятного было мало. Естественная на боль реакция живого существа заставила её некоторое время покорчиться, поизвиваться, но потом боль слегка утихла, гусеница успокоилась и поползла дальше. Она продолжала питаться соком растений, передвигалась с ветки на ветку, но она уже была обречена погибать, она стала матерью приемного убийцы. Внутри тела гусеницы, поедая ее внутренности, постепенно развивался будущий наездник. Особо не вникая в суть приведённого в качестве примера биологического процесса, можно лишь еще раз удивиться мудрости природы, насколько же её законы продуманы, целесообразны, хотя с точки зрения человеческого разума, порой кажутся жестокими. Время существования гусеницы, постепенно поедаемой изнутри личинкой, хватает для того, чтобы внутри ее полностью созрел будущий наездник.

 Гусеница, в конце концов, подыхает, наездник освобождается из - под покрова её кожи, и полностью подготовленный в лоне съеденной им приёмной матери к новой жизни, вылетает в мир. С точки зрения человеческого восприятия, акция может показаться жестокой, бессердечной, но природа, наверно, лучше нас знает, как ей поступать. Мы можем лишь констатировать, что в данном случае гусеница не в силах противостоять обстоятельствам, она бессильна перед законами мироздания, она вынуждена безропотно подчиниться уготовленной ей участи.

 Другое дело человек. Ему Всевышним дано право выбора своей судьбы, предоставлена возможность самому решать, как строить своё бытие: жить ему или мучиться, радоваться жизни или страдать. В нашем частном случае человек сам решает, нужно ли ему при содействии табака разрушать своё здоровье, сокращать себе жизнь, или же этого делать, всё-таки, не стоит. В его возможности доказать, имеет ли он право называться царем природы, или же такое высокое звание ему не по чину. Он нищ духом, слаб разумом, он оказался беспомощным перед табаком, как гусеница перед наездником. Вопрос правомерно ставить именно в таком ракурсе, дорогие друзья, поскольку, нравится это кому-то или не нравится, но приходится согласиться, что, в конечном счете, с курильщиком табак производит ту же самую операцию, что наездник с гусеницей. Седлает его разум, подавляет волю, проникает в тело и начинает уверенно пожирать его организм. Разница лишь в том, что гусеницу в жертву наезднику определила природа, а курильщик сам приносит себя в жертву табачным магнатам. Нетрудно найти ответ на вопрос, почему он это делает. А поступает он так потому, что, сам того не осознавая, когда-то подчинился внешним обстоятельствам, стал рабом злой силы, имя которой - табачная запрограммированность. Конкретное её проявление выражается в пропаганде производителями табака курения, в их всемерном содействии выработке в молодежной среде соответствующего курительного культа. Под давлением уличного стереотипа молодой человек закуривает в первый раз, постепенно увлекается губительным для себя занятием, в конце концов, становится безропотным рабом сигареты. Далее он уже не представляет себе жизни без вонючей головешки во рту и вынужден, во имя прибылей табачных магнатов, медленно, но верно убивать себя, отравлять никотином родных, программировать своих потомков на такую же незавидную рабскую участь.

 Вот и давайте подумаем, уважаемые друзья, я обращаюсь к тем, кто еще не бросил курить: сможете ли вы силой собственной воли выдернуть из своего тела, а, вернее, из своего сознания яйцеклад никотинового наездника. Сможете ли стать свободным от этой гадкой зависимости, или в угоду врагам вашего здоровья вы теперь обречены до конца жизни постоянно вдыхать в себя ядовитую заразу, и постепенно от нее погибать. Будем думать.

 Слушаю ваши вопросы.

 Вопрос. Почему не запретят рекламу табака.

 Ответ. Этот вопрос мне задают многие и даже более того, идут еще дальше предлагают кроме запрета рекламы, предлагают запретить производить и продавать табачную продукцию. С точки зрения здравого смысла, не только первое, но и второе предложение вполне обоснованы. Однако современная концепция жизнеустройства земной цивилизации по умолчанию признающая, что прибыль превыше всего, когда законы бизнеса превалируют над здравым смыслом, подобные благие предложения остаются гласом вопиющего в пустыне.

 В соответствии с установками сегодняшней демократии в обществе сформировано убеждение, будто запрещение производства табачной продукции будет нарушением свободы предпринимательства, явится актом ущемления прав человека (имеется в виду, прав курильщика). Даже более того, некоторые представители медицины выработали (по всей вероятности, не без спонсорства со стороны табачных фирм) теорию, что если закрыть табачное производство, заядлые курильщики начнут пачками вымирать. Процесс массовой смертности среди курильщиков, - считают такие эскулапы, - начнётся от острой никотиновой недостаточности. Давайте объективно разберем суть этих тревог и опасений. Если говорить о правах человека, то, наверное, некурильщики имеют не меньше прав дышать чистым воздухом, нежели курильщик предаваться своей глупой привычке. Многомиллионная армия курильщиков, чадя сигаретой, отравляет земную атмосферу, загрязняет пеплом и другими отходами курительного процесса окружающую среду, способствует возникновению у некурящих людей сопутствующих курильщикам, заболеваний. Так что еще надо подумать – какой акт в большей степени нарушает права человека: разрешение производства и продажи табачных изделий или их запрещение. А что касается возникновения у бросивших курить острой никотиновой недостаточности, то в этом плане можно сказать следующее. От отсутствия табака еще никто не умирал, а вот его присутствие в жизни человека очень даже многим обеспечило уход из этого мира на много раньше предусмотренного Богом срока. В худшем случае, для тех, кто опасается, что при отсутствии табака в торговой сети он может умереть, можно оставить в продаже махорку в упаковке времен военных лет. И продавать её только в магазинах ядохимикатов. В этом случае радетели за жизнь заядлых курильщиков могут спать спокойно, а сами курильщики сохранят возможность насыщать свой организм никотиновым ядом. Зато отсутствие в продуктовых магазинах красочных пачек с отравой, прекращение демонстрации курения в средствах массовой информации заметно снизить курительный ажиотаж в среде подрастающего поколения. В этом случае, вряд ли у молодого человека, тем более у девушки может возникнуть желание вставить промеж губ, скрученную из обрывка газеты заполненную «махрой» солдатскую «козью ножку».

 В заключение ответа на вопрос еще раз следует подчеркнуть, что заманчивыми рекламами, красочными картинками на пачках производители табака просто дурачат людей. Казалось бы, этот обман шит настолько белыми нитками, что только глупец, да и то лишь в темное время суток не сможет заметить этого обмана. Трудно не согласиться, дело обстоит именно так. И, тем не менее, более шестидесяти процентов взрослого населения у нас в стране курят. Но не может быть, чтобы вся многомиллионная армия курильщиков сплошь состояла из глупцов. Тогда, кто же я – пусть спросит себя каждый курильщик, а ответом на вопрос явится его отказ от курения.