История рекламы в россии. Часть 1

В Риме, Париже и Лондоне уличные крики были записаны и изданы в соответствующих сборниках (“Крики Парижа”, “Крики Рима” и “Крики Лондона”) В России такие сборники никто не издавал, но это не означает, что этого вида рекламы не существовало. На всех рынках и ярмарках раздавались многочисленные крики, призывающие покупать тот или иной товар. Однако, неизвестно существовали ли специальные торговые глашатаи или купцы сами своим криком рекламировали товар.

Наиболее ранним видом графической рекламы в России были лубочные картинки. На этих картинках можно найти изображение товаров и иногда их описание. Подобные рекламные листочки можно найти в знаменитой коллекции лубков Д. А. Ровинского, которая насчитывает несколько тысяч образцов.[95] Эти картинки служили развлекательным целям, поэтому реклама в них имеет большую долю юмора.

В 17-18 веках в России стали появляться афиши. Рекламировались обычно частные и правительственные мероприятия. С 12 июня 1783 года по 19-ое марта 1883 года право производства афиш принадлежало государству. Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела.[96]

В 18 веке многие дворяне обзавелись собственными театрами. Актерами в них были крепостные крестьяне. Афиши с анонсом подобных зрелищ можно найти в музеях и архивах.

Старые русские афиши обычно подробно излагали содержание спектакля и перечисляли действующих лиц. Рассмотрим небольшой фрагмент подобной афиши от 11 мая 1828 года, сообщавшей о представлении в крепостном театре Болховского уезда в имении помещиков Юрасовских:

“Сего числа - опосоля обеду по особливому сказу крепостными людьми прапорщика Алексея Денисовича совместно с крепостными его брата майора Петра Денисовича при участии духовного хора Александры Денисовны Юрасовских. На домовом театре Сурьянинском представлено будет: «Разбойники Средиземного моря», или «Благодетельный Алжирец». Большой пантомимный балет в 3-х действиях, сочинение г. Глушковского, с сражениями, маршалами и великолепным спектаклем (..) Крепостной Петра Денисовича Юрасовского Тришка Барков на глазах у всех проделает следующие удивительные шутки. заиграет быстро на свирели, забрешит по собачьи, кошкой замяучит, медведем заревет, коровой и телкой замычит, курицей закудахчет, петухом запоет, как ребенок заплачет, как подшибленная собака завизжит, голодным волком завоет, словно голубь заворкует и совою кричать примется”. [97]

Встречались и лубочные афиши. В коллекции лубков Д. А. Ровинского, имеются и афиши, в том числе следующая: “С милостивым позволение здешних высоких командующих будет сюды прибывшая Английская компания. Во-первых, начинает младая женская персона больше как двадцатью позитурами, яко же здесь показаны, чего нигде во свете не бывало. Потом шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, которые против натуры являются быти, делает..”[98] Этот текст, отпечатанный на фоне традиционных лубочных картинок, окаймляли тринадцать фигур комедиантов в разных позах.

Профессиональные живописцы также участвовали в процессе создания афиш. А. Агин создал афишу рекламировавшую подписку на его 100 рисунков к “Мертвым душам”[99]

После 1883 года государство лишилось монополии на производство афиш. Афиши стали производить многочисленные частные типографии. Однако вскоре монополию на производсво афиш получил актер русской драматической труппы Рыкалов. Его утвердили единственным распространителем и производителем афиш в Санкт-Петербурге и в Москве. Рыкалов печатал все афиши, а так же объявления, программки и билеты. Дирекция императорских театров не только не оплачивала их производство и разносчиков, но сама получала от Рыкалова 5000 рублей в год. Рыкалов брал с подписчиков на афиши по 10 руб. в год. Причем расклейка по городу афиш была запрещена. Они вывешивались только у театров. Те же афиши, которые распределялись по подписчикам, рекламировали не один спектакль, а сразу несколько. Фактически они содержали информацию о репертуаре театров за какой-либо период времени.[100]

В 1897 году в Санкт-Петербурге была проведена первая выставка афиш и плакатов. На ней было собрано более 700 листов из разных стран. [101]

Наиболее выдающимися русскими художниками, которые рисовали плакаты, в то время считались В. А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С. Галкин.[102]

Афиши и плакаты отличались в XIX веке яркостью, даже броскостью красок и детальностью прорисовки. В 1890-е годы происходит переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения. “Возможность фотографически точного воспроизведения оригинала позволила художникам расширить палитру, и поэтому изменился и обогатился образ печатной графики в целом”.[103]