История Зарубежной рекламы. Часть 1

Реклама — это один из древнейших видов деятельности. Она появилась, видимо, одновременно с торговлей и представляла собой выкрики торговцев и ремесленников Рекламе свойственны постоянные изменения. Появление письменности дало жизнь новым видам рекламы. В последующие века реклама впитывала в себя все новейшие средства коммуникации. Появление книгопечатания, гравюры, литографии, фотографии, звукозаписи, радио вещания и, уже затем, телевидения и интернета, способствовало развитию рекламы.

Распространителями звуковой рекламы в древних городах были глашатаи. Они информировали население о важных событиях и мероприятиях. Глашатаи владели искусством смены моно масок, что позволяло им рекламировать различные товары и услуги.[1]

В центрах крито-микенской культуры были найдены таблицы, где глашатаи были вписаны в список, существовавших тогда профессий.[2]

В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями, предназначенными афинянам. Одна из них звучала так: “Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса” [3] Эти песни можно считать ранними видами музыкальной рекламы. Мы не можем их услышать, но, возможно, они использовали психотропные средства, разработанные пифагорейцами. По утверждению Платона, лады древнегреческой музыки были способны влиять на нравы и обычаи людей. Он говорит, что ионийский и лидийский лады разнеживают и расслабляют. Они свойственны застольным песням. Смешанный лидийский и строгий лидийский свойственны жалобам и причитаниям.[4]

Глашатаи существовали и в Древнем Риме. Сенека в письмах к Луциллию жалуется на крики торговцев, которые проходили мимо его виллы, не давая ему покоя.[5]

Успех выкриков зависел от тембра голоса, смысла текста, интонации, мелодии речевого звука, ритма высказывания, его прически, одежды возглашающего, мимики, жестикуляции, наборов предметов, которыми он жестикулирует.

Появление письменности привело к появлению рукописной рекламы. Во время раскопок древнеегипетского города Мемфиса было обнаружено одно из наиболее древних рекламных объявлений. Оно сообщало: “Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения". [6]

В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей.[7] Одна из них сообщает: “Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи”. [8] Другая надпись сообщала, что можно снять “виллу - хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к..” [9] Некоторые объявления писались стихами. Вот так выглядит одно из них в русском переводе: “Выпивка стоит здесь асс. За два асса ты лучшего выпьешь, а за четыре уже будешь фалернское пить”. [10] На античных улицах часто встречались графити, рекламирующие зрелища. Одно из них, например, сообщало: “20 пар гладиаторов будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и накануне апрельских ид [т. е. 8,9,10,11,12-го апреля], а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес”. [11]

Помимо рекламы зрелищ и питейных, рекламировались банные услуги: “На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги”.[12]

Стены служили и для политической агитации. Винничук Л. в книге “Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима” приводит примеры нескольких подобных надписей: “Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа.” Или другое объявление: “Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста” [13] Встречались и просто хамские объявления: “Если кто отвергает Квинтия, тот да сядет рядом с ослом”[14]

Беспорядочное графити на стенах римских городов портило внешний вид их улиц. Многочисленные запреты ни к чему не приводили, в результате власти приняли решение создать специальные места для объявлений. В людных местах появились выбеленные и разграфленные в клеточку части стен. Позже они стали называться “Альбумсами”. На этих “стендах” углем писали разного рода объявления. На них же писали новости.[15] Состоятельные и знатные люди заказывали копии альбумсов, которые для них писали на папирусе. Эти папирусные свитки можно считать первыми газетами, а рекламу в них прообразом печатной рекламы. В Британском национальном музее хранится свиток, содержащий вместе с другой информацией рекламное объявление о продаже раба, который “прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами”. Продавец гарантировал “его умеренность в пище, честность и покорность”.[16]

При раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланума и Стабии были найдены не только настенные виды рекламы, но и вывески. Они были канонизированы и не являлись, в отличие от современных вывесок, надписями. Лекари выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания. Булочники над входом в лавку вывешивали мельничный жернов или сноп пшеницы. Продавец птиц - клетки с пернатыми.[17]

Гарантией качества продукции древних ремесленников служило клеймо, которое они ставили на свои изделия. На территории современной Индии среди предметов быта Хараппской цивилизации (3-2 тысячелетие до н. э.) были обнаружены надписи, нанесенные на печати, керамические изделия, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости, медные пластинки. Часть печатей имеет отверстия, что позволяет рассматривать их “. как своего рода расписки или метки, которые прикреплялись к товарам”.[18]

В древности именно по меткам известных мастеров определялось качество товара. В 5-ом веке нашей эры наступил период средневековья. Профессия глашатая по-прежнему была востребована. Это подтверждает “Регистр ремесел и торговли города Парижа”, где оговаривалось, как должны работать глашатаи, сколько платить податей и т. д. Там, в частности, говорится: “Каждый парижский глашатай (..), начиная с первого дня, как только он будет записан и до того, как будет выписан, должен 1 дени братству купцов, кроме воскресенья, когда он ничего не должен, или если он болен, или ушел в паломничество к св. Якову, или за море (..), каждый парижский глашатай может идти в любую таверну, в какую захочет, и выкрикивать вино..”[19]

В Англии глашатаи также широко использовались. В английском статуте 1368 года было написано: “Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утвержден графским наместником”. [20]