Рекламистам запретят переходить на личности

BTL ПО-НОВОМУ

С 2010 года маркетологи, несколько лет собиравшие о потребителях всю возможную информацию – начиная с паспортных данных и заканчивая покупательскими привычками, – будут вынуждены использовать ее нелегально, либо не использовать вовсе.

1 января вступает в силу закон «О персональных данных», в соответствии с которым обработка личных сведений должна осуществляться исключительно с письменного согласия каждого потребителя. При этом он имеет право в любой момент запросить, что о нем знает та или иная организация, и потребовать немедленного удаления из базы персональной информации. А также может подать в суд на компанию, которая, как ему кажется, нарушает его личное пространство навязчивыми письмами, смс-ками или звонками.

Кроме того, контролирующие органы – ФСТЭК, Роскомнадзор и ФСБ – имеют право устроить проверку на предприятии (как у рекламодателя, так и в каждом агентстве-подрядчике) на предмет правильного хранения и использования данных о гражданах. Штрафы могут оказаться внушительными: от 3000 рублей за информацию о каждом потребителе (при том, что количество участников рекламной акции может исчисляться сотнями тысяч) до приостановки деятельности компании на 90 дней.

Закон был опубликован 27 июля 2006 года – рекламному сообществу давалось несколько лет на адаптацию, – но участники рекламного рынка до последнего надеялись, что он будет доработан и изменен. Но, как говорит

Прямая речь «Корректировка закона возможна по мере поступления жалоб» Глава рабочей группы РАМУ по закону «О персональных данных», генеральный директор «ДМ Базис» Илья Шагаев

О целях закона «О персональных данных»:

Были попытки принятия аналогичного закона еще в 1990-х, в 2005-м, был внесен законопроект «О персональных данных», прошли очень серьезные правки, и в итоге скоропостижно в 2006 он был подписан. Через 180 дней со дня его опубликования в «Российской газете» вступил в силу – в январе 2007-го. Его юридическая история сверху – это подписание Россией ряда международных соглашений, а закон «О персональных данных» один из базовых в Европе, поэтому нам тоже нужен был аналогичный документ.

Но надо понимать и еще одно мнение государства, которое было высказано не так давно, когда государственные органы в очередной раз обосновывали, почему они кардинально против перенесения даты финального вступления закона в силу. Где-то в кулуарах было сказано, что «Ребята, надо понимать, что к персональным данным у нас относятся халатно и мы это будем исправлять». Корректировка закона возможна по мере поступления жалоб, возникновения судебных практик, которых пока по нему не было.

Цель закона – защита конституционных прав, он защищает права субъекта, его святое право на частную жизнь. И это очень важно, потому что мы как рекламисты находимся на пике нарушений его прав. Сейчас очень волнуется по поводу закона Ассоциация банков, но нужно понимать, что к банкам претензий будет меньше, чем к рекламистам, которые обвиняются во всех смертных грехах – мы и спамеры, мы нарушаем покой, мы шлем людям злые смс-ки, письма и занимаемся разными бяками, которые посягают на частную жизнь потребителя.