Секреты пиара

Не известно, кто у Навального пиар-менеджер (может быть, он сам) в настоящей предвыборной компании на пост мэра столицы, но ему надо ставить твердую "четверку с плюсом" за умение пиариться.

Есть некоторые огрехи, но тренд выбран правильный, видно, что от выступления к выступлению Навальный выглядит все увереннее.

Отметим самые главные выигрышные моменты, которые воспринимаются народом на ура в его предвыборной компании:

1. Симпатичная, верная жена Навального славянской внешности (это не важно, но это - "пунктик"), которая везде, где необходимо (а вот это - важно!) появляется рядом с мужем и во всем его поддерживает. Ее все видят, она умеет говорить и поддерживает мужа. К этой семейно-политической картине необходимо добавить, что на ключевом мероприятии на сборе с избирателями Навальному было бы неплохо появиться со всей своей семьей, в том числе и с детьми, в окружении восторженных поклонников. Воздушные шарики, крики поддержки, ряд сторонников самых разных возрастов и цвета кожи за спиной любимого политика с уверенными взглядами на многотысячную толпу, которая соберется послушать своего кумира - идеальная картина для любого политика в борьбе за власть.

2. Отсутствие боязни открытых дебатов. На этой площадке Навальный уже показал себя как талантливый оппонент, который блестяще проводит дебаты, камня на камне не оставляя от своих оппонентов. Здесь ему нет равных. Если Навальному дать трибуну для предвыборных дебатов, мы будем свидетелями триумфа над любым оппонентом, в этом не приходится сомневаться.

3. Уличные выступления перед избирателями.

Мы стали свидетелями совершенно новой формы общения с избирателями, которая хорошо отработана в западных демократиях, но совершенно не прижилась при нашем "демократическом режиме". И в этом Навальный набирает очки популярности. Прямое общение с народом на улице много стоит, благо погода способствует. Без всякого сомнения, число людей, которые отдадут ему свой голос будет равно числу собравшихся на встрече, умноженному на 10, как минимум, благодаря эффекту "а_ты_знаешь_я_была_вчера_на_встрече_с_Н авальным!". К этому стоит добавить, что те, кто давно решил голосовать за Навального, на такие встречи не пойдут - у них нет вопросов к нему. Собравшиеся люди - это сомневающиеся или неопределившиеся. Вряд ли кто-то из послушавших пламенную речь Навального примет решение голосовать за его оппонентов.

4. Уличные информационные "кубы". Отличная форма агитации, правда, не отличающаяся новизной, но абсолютно необходимая в предвыборной борьбе.

5. Сбор денег посредством электронных платежей. Информирование о том, сколько миллионов рублей собрано в поддержку политика и за какой срок очень влияет на его популярность. Именно эта информация тревожит и будет тревожить его оппонентов, ибо только финансовый показатель является подтверждением того, что он поддерживается как простыми избирателями, так и многочисленными представителями бизнес-структур, что очень важно. За финансовым показателем популярности Навального его оппоненты будут очень внимательно следить, он является одним из самых важных.

6. Ответы на вопросы по злободневным темам. Навальный очень хорошо справляется с этой задачей. Здесь все понятно, люди сверяют свое мнение с мнением политика и пытаются понять, готовы ли быть с ним в одной обойме и доверять. А индекс доверия надо зарабатывать.

7. Бенчмаркинг. Необходимо проводить перманентное сравнение, не уставая. Люди должны делать выбор из альтернатив (было-стало-будет, хорошо-плохо и т. п.). Безусловно, примеры из альтернатив Навального должны выглядеть очень выигрышно. Законы жанра однозначны: любое предложение от Навального - самая выигрышная альтернатива, другие есть, но: "вы_же_видите_к_чему_они_привели". Не надо жалеть сил на бенчмаркинг, это - святое! Здесь должна работать команда, это ее задача - выдавать альтернативы.

8. Отличный ход - я такой же, как вы, живу вместе с вами, а не на рублевке. Здесь нечего добавить.

Что можно посоветовать Навальному?

1. На встрече с избирателями быть чуть помягче и не делать такое жесткое лицо, чаще улыбаться. Необходимо нанять хорошего специалиста по мимике и тренироваться, тренироваться перед зеркалом ("об стеночку", как у нас говорят), ничего другого природа не придумала.

2. На встрече с избирателями очень много повторов, надо разнообразить программу, как это ни тяжело. Необходимо нанять хороших сценаристов, пусть пишут тексты выступлений.

3. На выступлениях необходимо акцентировать свое внимание на теме поддержки материнства и детства (детские сады, молочные кухни, пособия), поддержки пенсионеров, - это очень выигрышные темы.

4. Очень важно ("эффект электрика") обратиться к самому что ни на есть "человеку из народа" и на его примере решить его проблему. Т. е. провести "деловую игру", что изменится для простого работяги, когда Навальный придет к власти. Лучше всего провести серьезный пиар подобного разбора полета и растиражировать его в СМИ. А все остальные добавят свой коэффициент к разобранной ситуации и сделают правильный выбор. Этот способ пиара не нов, но работает на все 100%.

5. Не надо жалеть слов на обещания. Люди очень любят обещания, и потом также очень любят. забывать, что им их дали. Но эффект от обещаний - фантастический! Дайте людям мечту, пообещайте им невозможное - они жаждут этого!

6. СВОТ - анализ. Это уже внутренняя кухня. В условиях предвыборной гонки свот и пест-анализ надо проводить не реже, чем раз в три дня. Кое-что из результатов анализа надо выдавать в СМИ, готовя стандартный бюллетень. Статистика, правильно поданная в СМИ - это отличный пиар. Например, стало известно, что популярность выросла до 30%, ок - надо тиражировать новость. Или: по результатам недели было проведено 350 встреч с москвичами, присутствовало на встрече 100 тыс. чел. и т. п.

7. И последнее. Люди очень любят, когда. их любят. Банально, но надо откровенно москвичам так и говорить: я люблю вас!