Секреты рекламы и антирекламы

Как часто вам приходилось сталкиваться со странной, или может быть, просто неудачной, рекламой? Когда совсем непонятно, что именно рекламируется, и как именно изображение или надпись связаны с рекламируемым товаром. Вот, например, такая надпись: «Вы не любите рыбу? Знайте - она вас тоже не любит!» и на изображении какая-то полусдохшая рыба. Что бы это значило?

А это реклама нового рыбного ресторана, оказывается. Причем все это находится на борту маленького рекламного грузовичка. Вот только непонятно: такая надпись и рыба - это сделано для привлечения внимания, или просто неудачно сделанная реклама? Что ж, внимание-то я обратила, а в этот ресторан уж точно не пойду.

Или еще пример: на рекламе в журнале изображена голова человека, вроде металлическая, а из нее торчат какие-то прутья, типа волос, и сама она такая вся хромированная… И больше ничего. В качестве эксперимента я закрыла название товара, рекламируемого столь странным образом, и спросила у нескольких друзей: что, по-вашему, рекламируется? Ответ был: наверное, что-то железное. На самом деле рекламировались стальные и деревянные лестницы, вернее - фирма, их производящая.

Невольно возникает вопрос: это специально так задумано, чтобы человек, увидев такую рекламу долго мучился вопросом: что это такое? Или все-таки это примеры неудачной рекламы.

Вопрос, конечно интересный. Некоторые рекламные плакаты или надписи к ним выглядят так, будто их сделали специально, чтобы задурить нам головы или слегка свести с ума.

Некоторое время назад на улицах Москвы появилась социальная реклама, направленная против наркотиков. Выглядела она так. Весь рекламный щит выглядит как экран компьютера, стандартный Windows. Посередине экрана «висит» окно сообщения с восклицательным знаком в треугольнике желтого цвета. В окне надпись: «Наркотики». Внизу под надписью две кнопки: «да» и «нет». Курсор воображаемой «мыши» стоит напротив кнопки «нет». На первый взгляд идея у рекламы интересная и хорошая. Но хороша она, если сидеть при этом за экраном компьютера. Тогда не возникает даже сомнения, что правильным выбором является наведение курсора на слово «нет». Когда же едешь с неплохой скоростью по Третьему транспортному кольцу, обычно взгляд цепляется за восклицательный знак в треугольнике и слово «наркотики». Если же ехать не очень быстро, то можно успеть заметить ещё слово «да». И вот из раза в раз проезжая мимо щита, в голову западает: «Наркотики да, Наркотики да». Конечно, представить, что после этого все проезжающие мимо начнут принимать наркотики, или захотят их попробовать, глупо. Но все равно, на кого-то это может и повлиять, причем не в лучшую сторону. Ситуация слегка напоминает известный случай, с надписями «выхода нет»… Зато хоть на тему обратили внимание. Уже хорошо.

Кстати, вы заметили, что некоторые рекламные ролики, плакаты или слоганы производят совершенно обратный эффект?

Вот, например, придумал MTS новый слоган: "Ты - лучше". Воображение рисует печального человечка, олицетворяющий собой эту компанию, который говорит другому какому-нибудь человечку от Мегафона или человечку от Билайна: "Да, да, я знаю, что ты все равно лучше…". Впрочем, подобные ассоциации возникли не у меня одной.

Другой пример висит около моей работы. На баннере, оповещающем меня, что слово "участковый" происходит от слова "участие". Абсолютная ерунда, с точки зрения русского языка, и все это знают. Про языковые ляпы нужно, наверное, вести отдельный разговор. Иногда достаточно одной неверной буквы, или перестановки слов, и реклама превращается еще в один образец безграмотности наших рекламистов.

Еще. Не знаю как в магазинах вашего района, а у нас в ближайшем магазине решили разукрасить стены рекламой, которая была выпущена где-то в 30-е годы. Или сделана под нее. Никто мне не может объяснить, почему все, кто изображен на них такие страшные – от женщин до детей? Или это специально делалось, чтобы меньше ели? На рекламе шоколада толстый уродливый ребенок буквально пожирает плитку шоколада, вызывая чувство, близкое к отвращению. Плакат, рекламирующий крабы в банках ничуть не лучше. Наверное, в те годы не хватало хороших художников…

Но, как оказалось, мы были не одиноки. В 50е годы в Америке выпускались не менее ужасные плакаты, даже становится удивительно, почему не все американцы стали сторонниками вегетарианского питания.

Если компании, изготовляющие рекламу, или фирмы, рекламу заказывающие, стараются привлечь наше внимание таким странным способом, что ж, это им, в какой-то степени удается. Проблема в том, что, вряд ли они имеют целью добиться только того, чтобы мы на них посмотрели. А чтобы заставить нас купить их товар или воспользоваться их услугами, нужно нечто большее, чем реклама, заставляющая пожимать плечами.