Витринная реклама в России

Витринная реклама в России так же, как и печатная, активно развивалась. Витрина использовалась для показа как можно большего количества товара. Чем больше товаров выставлялось, тем “богаче” считалась витрина.[117] Вечерами витрины подсвечивались электричеством или керосиновыми лампами. Иногда сразу и тем и другим, так как зимой стекла могли застыть, а керосиновые лампы отогревали их.

В текстильных магазинах рядом с примерами ткани выставлялись цветные литографии, представлявшие модели мужской и женской одежды. Эти картинки менялись в соответствии с временем года. Магазины, которые торговали мехом, ставили в витринах чучела пушных зверей, а иногда даже львов и тигров, вокруг которых раскладывали товары. В витринах обувных магазинов в центре размещался огромный ботинок, украшенный гербами и медалями. В выставляемую обувь вставлялись колодки, а в сапоги «правила».

В магазинах военной одежды в центре витрины обычно помещали кавалергардскую или кирасирскую медную кирасу, а на ней помещали медную каску с орлом. В боковые отверстия кирасы вставляли палаши и шашки. В часовых магазинах в центре витрины обычно ставили какие-нибудь необычные часы, а иногда большие часы с надписью “Верное время”.

В магазинах готового платья в витринах обычно помещались очень натурально сделанные манекены. Они часто имели натуральные волосы и усы. Иногда использовались полуманекены (торс с головой, а вместо ног обычная манекенная подставка). В витринах дамских парикмахерских полуманекены использовались для демонстрации фасонов причесок. В тех парикмахерских, где были маникюрные кабинеты, в витринах на бархатной или атласной подушечке клались макеты дамских ручек, имеющих невероятно тонкие пальцы.

Необычно выглядели витрины аптек. Их украшали огромными стеклянными шарами, наполненными красной, синей или зеленой водой. Вместо шаров иногда ставили грушевидные сосуды, напоминающие реторты. Вечерами их подсвечивали сзади.

Писчебумажные магазины заполняли витрины огромным количеством товара, но в центре часто размещали огромные карандаши. Мебельные магазины устраивали в витринах “уютные уголки”. Ставили, к примеру, двуспальную кровать, застланную простынями и одеялами, с грудой подушек в кружевных наволочках ; перед ней расстилали ковер или шкуру медведя, а на ночной столик ставили вазу с букетом цветов (конечно, искусственных), а также будильник и лампочку под абажуром. [118]

Электроламповые магазины завешивали витрину люстрами, а внизу размещали бесчисленные настольные лампы. Предельно заполнены товаром были витрины антикварных и книжных магазинов.

На витринах часто помещали информацию о снижении цен. Там же могли поместить и другую документальную информацию о товарах.

Витрины продуктовых магазинов заполнялись объемными муляжами продовольственных товаров. В витринах молочных магазинов выставлялись огромные кубы “масла”, а также круги и шары “сыров “. Яйца вытачивали из дерева. Молочные бутылки красили изнутри белой краской.

В витринах мясных магазинов выставлялись муляжи бараньих туш и подвешивались громадные куски “мяса”. Часто для их украшения использовался лежащий на блюде поросенок, разрезанный поперек на куски. Если магазин торговал дичью, то на витрине размещали чучела глухарей, уток, рябчиков, фазанов и кур.

Витрины колбасных заполнялись муляжами колбас, сосисок и сарделек. Аналогичная ситуация была и в рыбных магазинах. Не пользовались бутафорией только бакалейные лавки. В них выставлялись пряности, чай, кофе и другие товары в фирменных упаковках. Часто к ним прилагались еще и рекламные плакаты. Они рекламировали чай фирм Высоцкого, Перлова или Попова, какао “Жорж Борман” или голланское какао “Ван-Гутен” и т. д. [119]

Фруктовые магазины выставляли в своих витринах восковые муляжи яблок, груш, бананов и др. Все это было разложено по специальным ящикам. В этих ящиках имелись специальные гнезда, в которые укладывался только один фрукт. Торговля фруктами и зеленью редко совмещалась. Зелень обычно продавалась вместе с мясом.

Витрины винных магазинов загромождались бутылками разных сортов. Винные бутылки обычно размещали в горизонтальном положении, а водки, наливки, ликеры и коньяки — в вертикальном. Бутылки иногда размещались днищем к посетителю. По днищу шла рекламная надпись. В этих же витринах вешались рекламные плакаты винно - водочных фирм. Наиболее распространены были рекламы ликера “Бенедиктин” и лечебного вина “Сан-Рафаэль”, которое именовалось “Друг желудка”. Из отечественных фирм усиленно рекламировались коньяки Шустова, водки и настойки Смирнова, а также крымские и кавказские вина.

Витрины табачных лавок сплошь были заставлены разноцветными коробками с этикетками российских и иностранных марок, большими коробками с папиросными гильзами, так как в то время курильщики сами набивали папиросы. Иногда в центре ставили турецкий кальян. Табачные витрины украшались так же фигурами негров, турков, индейцев и европейцев, курящих папиросы.[120]

Фирма “Колобов и Бобров” наняла стихотворца для рекламы своих папирос. Под псевдонимом “Дядя Михей” этот поэт описывал продукцию и даже умудрялся вставлять в текст цены.

В витринах кондитерских основное место принадлежало крупным фирмам, заказывающим рекламу. Этими фирмами были: “Жорж Борман” и “ И. Крафт” (плиточный шоколад), “Г. Ландрин” (монпансье), “Бликген и Робинсон” сухое печенье в пачках и др. Дощечки заворачивались в упаковку из-под конфет и выставлялись в витринах. Здесь же было множество конфетных коробок, аккуратно перевязанных ленточками. В большие цилиндрические жестяные банки насыпали карамель и монпансье. На пасху витрины украшали “шоколадные яйца”.[121]

Иногда в витринах размещались многоярусные вазы, в каждом ярусе которых лежали конфеты разных сортов. Все товары демонстрировались с указанием цен (за фунт).

В магазинах, торгующих шоколадными плитками, печеньем и конфетами, как правило, торты и пирожные не продавались. Для этого существовали кондитерские. Там мы могли найти многоярусные торты, украшенные многочисленными орнаментами, в том числе и изображениями людей и животных. Эти торты были муляжами. Аналогичные можно было найти в ассортименте кондитерской или заказать.

Российские вывески также были достаточно разнообразны. В 18 веке большинство вывесок не имело надписей. Вместо этого на кронштейнах закреплялись изображения продаваемого товара. В 19 веке правительство несколько раз издавало и отменяло указы, запрещающие изображения предметов на вывесках.

За это время появились некоторые традиции в вывесочном ремесле. Так, у магазинов, продающих очки, над входом висело гигантское пенсне с синими стеклами в железной оправе. Иногда, на стеклах изображались зрачки. Часовые магазины часто размещали вместо вывески огромные карманные часы из жести или дерева, на их циферблате значилась фамилия владельца магазина. Шляпные магазины выставляли плоские жестяные цилиндры или котелки. Эмблемой мастерских химической чистки была вырезанная из дерева перчатка со сложенными пальцами. Над перчаточными магазинами вешали почти такую же, но плоскую. Над обувными магазинами часто вешали позолоченные ботинки и сапоги.[122]

Над булочной обязательно висел крендель, вырезанный из дерева и позолоченный. Иногда над кренделем укреплялась зубчатая корона.

Колбасные тоже имели свою эмблему - это окорок с позолоченной шкуркой и с разрисованным срезом. Свои особые эмблемы имели ремесленники, располагавшиеся на окраинах городов. Эмблемой у сапожников был высокий сапог из жести, выкрашенный в черный цвет, а у портных ножницы.

Над парикмахерскими часто вешали медный таз, не употреблявшийся при бритье, но сохранивший своё символическое значение.

Дореволюционная городская улица поражала обилием вывесок. Их вешали над магазинами, между этажами домов, на балконах, между дверями и даже на брандмауэрах (глухих стенах домов. Многие вывески делались в одном стиле. Особенно, если они рекламировали схожие товары. Люди, имеющие несколько магазинов, заказывали одинаковые вывески для всех. Иногда даже фасад отделывали в стиле вывески. Так, например, все многочисленные молочные магазины “Чичкин” в Москве и “Бландова” в Петербурге имели фасады, облицованные белым глазированным кирпичом.[123]

Многие известные живописцы занимались расписыванием вывесок. Достаточно вспомнить Нико Пиросманишвили или Л. Бакста.

Однако, чаще всё же встречались текстовые вывески, т. к. живописные вывески стоили дороже и в различные периоды истории запрещались. Обычно вывески писались маслом на кровельном железе, набитом на подрамник. Реже встречались вывески, написанные на стекле. Они размещались между витринами и дверьми. Иногда встречались фасадные стеклянные вывески.[124]