Влияние рекламы на массовое сознание

Явление, которое можно считать самой яркой чертой современного мира, — это Ее Величество Реклама. Реклама вездесуща: радио, телевидение, пресса, билборды на стенах зданий и по обочинам дорог, объявления и листовки на фонарных столбах и т. д. и т. п. Фактически, нас постоянно бомбардирует поток рекламной информации. В рамках статьи невозможно рассмотреть феномен рекламы во всей его полноте, однако мы можем попытаться обсудить некоторые его аспекты.

Каковы основные приемы рекламы? Это манипулирование сознанием и внушение тех или иных психологических установок. Каких установок? Например, «дефицитное значит качественное». Подобная установка особенно привлекательна для бывших советских людей. Достаточно сказать, «продаются десять последних автомобилей марки «Порше», как тут же в очередь выстроятся сотни покупателей.

Другая установка — попытка подать товар в качестве «старинного», «освященного веками и традицией». Многие производители вина указывают на этикетках, что оно «выпускается с 18… года» или стилизуют этикетки под старину и помещают на них изображения императоров и императриц. Дескать, это вино пила сама Екатерина Великая… Разумеется, до исторической правды никому нет особого дела.

Еще одна уловка — это «географический» или «именной» принципы. Если перед человеком встанет выбор — покупать часы швейцарские или отечественные — то он, несомненно, предпочтет часы «швейцарские», невзирая на то, что на корпусе будет написано «сделано в Китае». То же самое справедливо в отношении названий. Костюм от «Хьюго Босс» купят охотнее, чем костюм неизвестной марки, хотя по качеству и цене они могут не слишком отличаться.

В основе любых рекламных технологий лежит манипулирование сознанием. По сути, любая манипуляция имеет своей целью предотвратить критическое отношение к поступающей информации. Вначале проводится мотивационный анализ — выясняется, какие стереотипы преобладают, затем эти стереотипы начинают подчеркивать и углублять. На следующем этапе уже известные представления разбавляются кусочками идей, которые необходимо внушить. Так происходит до тех пор, пока первоначальная концепция не заменяется прямо противоположной.

Примером вышеописанного может служить тема «мафии». В начале девяностых годов в России стали появляться многочисленные «детективные» сериалы. Затем сам термин «мафия» стал изыматься из оборота. Бандитов стали именовать «членами бригад», «братвой», «организованной преступностью»… В результате, в настоящее время многие россияне считают, что члены мафии — не такие уж и плохие люди. Они, дескать, помогают детям, заступаются за слабых… практически Робин Гуды нашего времени.

Зачастую с целью манипулировать сознанием используются такие приемы, как дробление и локализация. Например, в некоем журнале самый интересный материал разделен на несколько частей, которые разбросаны по всему номеру. Соответственно, читатель вынужден просматривать весь номер, в том числе и рекламные объявления — именно этого и добивается издатель.

Когда речь идет о политической рекламе, то здесь широко используется следующий прием: тщательно подобранные слухи и сплетни разбавляются кусочками правды, которые не связаны между собой и мало что значат. Эта «информация» подается на фоне туманных рассуждений «экспертов» из малоизвестных «исследовательских» институтов с громкими названиями. В итоге, все это преподносится в качестве «объективного научного анализа» ситуации.

Стоит отметить, что не газеты и не радио, но телевидение является в наши дни самым мощным рычагом воздействия на массовое сознание. Телевизионная реклама породила такое явление, как «рынок образов». Даже такой товар, как автомобиль, является не средством передвижения, а образом, представляющим его владельца. Любой телеканал стремится привлечь внимание к своим образам. Если он достигает в этом успеха, то берет плату с продавцов, рекламирующих с его помощью свои образы. На Западе реклама дает 100% доходов телевидения. Несколько секунд рекламы во время трансляции, скажем, популярного футбольного матча могут стоить сотни тысяч условных единиц.

Таким образом, чтобы не превратиться в беспомощную жертву рекламы, необходимо тщательно фильтровать все поступающие сообщения и предложения на предмет наличия манипуляции.